Новые тарифные правила не добавят монополии полномочийФедеральная служба по тарифам (ФСТ) готова упростить ОАО РЖД применение скидок и наценок к перевозимым грузам. Но этот вариант не расширяет тарифный коридор, на чем настаивала монополия, и не дерегулирует короткие маршруты. Источники "Ъ" в ОАО РЖД говорят, что разочарованы этими предложениями, а в условиях падения погрузки их можно считать невыполнимыми. В пятницу ФСТ опубликовала на сайте Regulation.gov.ru приказ о внесении изменений в правила и условия применения тарифного коридора ОАО РЖД. Их поручили разработать на ноябрьском совещании у первого вице-премьера Игоря Шувалова. Сейчас монополия может менять тарифы за пользование инфраструктурой в ценовом коридоре от минус 12,8% до плюс 13,4%. Эти полномочия ОАО РЖД получило от ФСТ в начале года. Новый документ рассчитан до 2018 года с возможностью ежегодного пересмотра ценовых пределов, но не содержит принципиальных изменений. ОАО РЖД предоставляется право поднимать тариф, если в течение трех месяцев средняя стоимость перевозки груза превышает среднюю стоимость за три предыдущих года на 20% (сейчас — на 25%). Среди других новшеств — право повышать тариф, если темпы роста цен на грузы в прогнозе Минэкономики на 3 п. п. и более превышают темпы индексации железнодорожных грузотарифов. Но применять правила можно лишь в отношении тех грузов, транспортная составляющая в цене которых не превышает 25%. Новые правила ФСТ будут применяться ограниченно, ведь при стагнации экономики в 2014-2015 годах цены на основные виды товаров: стройматериалы, цемент, металлы — будут, скорее всего, снижаться, считает глава агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. В цене же таких массовых грузов, как уголь и щебень, транспортная составляющая превышает установленную ФСТ границу в 25%, отмечает он. То же касается и преференций для ОАО РЖД в части прогнозов Минэкономики, которые являются слишком обобщенными и публикуются не по видам продукции, а по видам экономической деятельности, уверен эксперт. С начала года ОАО РЖД лишь несколько раз использовало тарифный коридор для отдельных видов грузов и маршрутов. В компании объясняли это тем, что ФСТ установила нерыночные условия его применения, и настаивали на их пересмотре. А в ноябре первый вице-президент ОАО РЖД Вадим Морозов выступил с предложением отменить госрегулирование тарифов на короткие маршруты, где железная дорога проигрывает автотранспорту. Но ФСТ предложила монополии лишь право давать скидку в 10% на перевозку на расстояние до 1,1 тыс. км. В ОАО РЖД не стали комментировать проект ФСТ, но источник, близкий к монополии, признался "Ъ", что компания находит его малоэффективным. "Мы просили расширить тарифный коридор и установить более гибкие условия, но в целом наши пожелания не были учтены",— говорит он. Для РЖД было важно получить право на скидки на коротких маршрутах в размере большем, чем 10%, и она готова отстаивать эту позицию. Другой собеседник в ОАО РЖД добавил — применять новые правила ФСТ практически невозможно в условиях падения погрузки. Спад грузоперевозок ОАО РЖД отмечается с ноября 2012 года. За 10 месяцев 2013 года погрузка сократилась на 3,2% по сравнению с тем же периодом 2012 года — до 1,03 млрд тонн, а по итогам года падение ожидается на уровне 3,1% (1,2 млрд тонн). В 2014 году результаты будут похожими: по прогнозам ОАО РЖД и Минтранса, рост погрузки к 2013 году составит 0,4-1,1%. Юлия Ъ-Галлямова Источник: http://kommersant.ru/doc/2363559
|