фото: Наталья Михеева/Gudok.ru
Правительство России одобрило программу модернизации Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей
Такое внимание к нуждам железнодорожной отрасли не случайно. Нагрузка на пути в последние годы возросла до предела, на магистралях появились и так называемые узкие места, где приходится двигаться на очень низких скоростях. Все это сдерживает деловую активность и Восточной Сибири, и на Дальнем Востоке, ограничивая транзитные возможности государства. По мнению руководства страны, комплексное развитие Транссиба должно раскрыть потенциал восточных территорий РФ, помочь обновлению промышленной базы отдаленных регионов, ввести в оборот новые месторождения полезных ископаемых, укрепив статус России как главного звена континентальной транспортной системы.
«При этом ясно, что вместе с модернизацией Транссиба необходимо существенно повысить пропускную способность Байкало-Амурской магистрали. Напомню, что расширение этих трасс заложено в Генеральную схему развития железных дорог России», - подчеркивает президент РФ Владимир Путин.
На железнодорожный «проект века» (именно так его называют многие железнодорожники) выделят 562 миллиарда рублей. При этом, как заявил глава Министерства транспорта Максим Соколов, планируется, что 260 миллиардов предоставит государство. Из них 110 миллиардов рублей будут выделены непосредственно из бюджета, а еще на 150 миллиардов рублей ФНБ выкупит привилегированные акции «Российских железных дорог». Президент Владимир Путин заявил на посвященном развитию магистралей совещании, что к модернизации могут быть привлечены в том числе и частные инвесторы, а для оценки окупаемости проектов нужно трудоустроить финансового консультанта.
Президент РФ считает очень важным в скорейшие сроки «подготовить актуализированную схему развития Транссиба, БАМа и сопутствующей инфраструктуры, провести независимый технических аудит этой схемы». Особое внимание следует уделять вводу в строй новых энергоблоков и передающих сетей, портов и пограничных переходов, подъездных путей». «Все эти мероприятия необходимо тщательно спланировать и просчитать», - отметил глава государства.
При этом президент РФ высказал убежденность в том, что «для реализации проекта нужен строгий бизнес-план и реалистичная финансово-экономическая модель. Очевидно, что амбициозные планы обновления Транссиба и БАМа потребуют не только значительных государственных инвестиций, но и притока частного капитала». По словам главы государства, привлечение инвесторов в крупные инфраструктурные проекты - одна из важнейших задач. «Чтобы инвесторы приняли такое решение, они должны знать ключевые параметры этих проектов, здесь все должно быть прозрачно, ожидаемый операционный поток, объемы и источники финансирования, а также условия привлечения средств, в том числе из Фонда национального благосостояния», - подчеркнул президент РФ.
Президент России Владимир Путин поручил правительству «подготовить подробный план-график дальнейших шагов по проекту»модернизации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Начало обновления БАМа и Транссиба запланировано на 2014 год.
Впрочем, в числе приоритетных, есть у государства и ряд других железнодорожных проектов. Следует напомнить, что 27 мая президент России Владимир Путин на совещании с представителями ОАО «РЖД» озвучил решение
начать строительство магистрали под высокоскоростное движение на направлении Москва – Казань. По его словам, решающую роль в выборе направления сыграли, естественно, экономическая целесообразность, а также геополитический и социальный факторы. При этом глава государства подчеркнул, что должна быть сформулирована чёткая финансовая и организационно-правовая схема реализации проекта, просчитана эффективность от запуска магистрали не только для государства, но и для потенциальных инвесторов. Президент особо добавил, что цена на билеты «должна быть приемлемой и доступной для подавляющего большинства граждан». На это президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин ответил, что стоимость проезда по отечественным скоростным магистралям не будет выше, чем во Франции.
К 2020 году общая протяжённость скоростных и высокоскоростных линий на сети должна достичь 4,5 тыс. км. Это в 3,6 раза больше, чем сегодня. Только между Москвой и Санкт-Петербургом за один год по ВСМ будут ездить до 10 млн человек. Предполагается, что и далее, к горизонту 30-х годов, скоростной полигон будет расширяться.
Понятно, это требует значительных вложений. Только на новые высокоскоростные линии уйдет свыше 1,5 трлн руб. А ведь немалого усиления требует и существующая инфраструктура. Протяжённость лимитирующих мест здесь приближается к 8 тыс. км, а более чем 31 тыс. км путей загружены свыше 75% от своих пропускных способностей.
Елена Казакова