Технические потери ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) из-за избыточности вагонного парка оцениваются в 23,8 млрд руб. в год. Об этом сообщил на XI международной конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство" старший вице-президент РЖД Валерий Решетников.
"В результате вывода вагонов из управления перевозчика проявились многие организационные проблемы модели вертикального разделения вагонного парка от инфраструктурной перевозочной деятельности. Неконтролируемый рост вагонного парка, отсутствие синхронизации с возможностями инфраструктуры", - отметил топ-менеджер.
По его словам, эксперты называют величину избыточного парка в 290-300 тыс. вагонов при общей численности вагонов на сети в 1 млн 193 тыс. единиц. С 2007г. по настоящее время при снижении погрузки на 7,2% произведено 450 тыс. новых грузовых вагонов. Такого количество вагонов на сети не было во времена СССР, когда объемы перевозок превышали текущие, отметил он.
В.Решетников сообщил, что, по расчетам РЖД, появление на сети новых 50 тыс. вагонов ведет к увеличению на 19 часов оборота всего вагонного парка. Увеличение расходов РЖД из-за избыточности вагонного парка оцениваются в 23,8 млрд руб. в год, в том числе за счет снижения участковой скорости - на 7,8 млрд руб., снижения производительности локомотивов - на 7,2 млрд руб., увеличение расхода топливно-энергетических вагонов - на 7,5 млрд руб.
При этом, технологические потери, вызванные наличием избыточного вагонного парка, привели к снижению качества обслуживания грузоотправителей, что выразилось в снижении скорости, несоблюдении сроков доставки грузов и пр. В конечном итоге увеличилась ценовая нагрузка на грузоотправителей, а в макроэкономическом аспекте снизилась конкурентоспособность железнодорожного транспорта при одновременном росте потребности в развитии инфраструктуры.
Оценки консалтинговой компании A.T. Kearney показали, что появление перевозчиков по модели "на маршруте" при существующей тарифной системе, неизбежно приведет к эксплуатации так называемых "тарифных оптимумов", обеспечивающих более эффективную финансовую доходность отдельных перевозок. Этому способствует дифференциация тарифов на разные классы грузов, различная стоимость топлива в регионах, более высокая прибыльность коротких маршрутов.
"Использование тарифных оптимумов не стимулирует перевозчиков к повышению эффективности собственной деятельности. "Вымывание" более выгодных перевозок у общесетевого перевозчика приведет к существенному снижению его финансового результата, при этом обеспечение всех повагонных отправок и невыгодных маршрутов останется в его компетенции", - подчеркнул В.Решетников.
Так, при появлении локальных перевозчиков на 17 "нефтяных" маршрутах, охватывающих около 8% грузооборота, доходы перевозчика сократятся на 3,5%, а расходы - всего на 1,7%. При этом прибыль сократится на 28%, что потребует увеличения среднесетевого тарифа на 2,1% либо выделения из государственного бюджета дополнительных 20 млрд руб.
Для справки: ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) - национальная вертикально интегрированная железнодорожная компания, монополист на рынке грузовых и пассажирских перевозок в РФ. Входит в тройку крупнейших транспортных компаний мира. Управляет сетью железных дорог России протяженностью 85,2 тыс. км (99% всех магистралей страны).
Доля РЖД в грузообороте транспортной системы России составляет около 42%, в пассажирообороте - около 33%. Чистая прибыль РЖД по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) за 6 месяцев 2013г. сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,3 раза и составила 31,69 млрд руб., выручка выросла на 13,4% в сравнении с тем же периодом 2012г. и составила 841,8 млрд руб.
Показатель EBITDA по итогам первого полугодия 2013г. сократился на 11,3% и составил 181 млрд руб. Рентабельность по EBITDA составила 23,2%. Объем капитальных вложений холдинга составил 263,7 млрд руб. по сравнению с 214,9 млрд руб. годом ранее.