ОАО РЖД может увеличить тариф на перевозку дизтоплива на 12%, заявил вчера вице-президент монополии Салман Бабаев. По его словам, решение связано с ростом цен на это топливо в 2012 году на 9% (аналогичным, по данным "Ъ", был рост в 2013 году). "Раз мы покупаем его дороже, то и возить дешевле не можем",— объяснил топ-менеджер. Он добавил: окончательное решение примет правление ОАО. В монополии "Ъ" пояснили — скорее всего, оно вступит в силу в 2014 году.
Возможность регулировать тарифы на грузоперевозки ОАО РЖД получило в январе, когда ФСТ установила для него так называемый ценовой коридор. ОАО РЖД может снижать тарифы на 12,8% и повышать на 13,4% к уровню прейскуранта 10-01. С января РЖД использовало эту возможность несколько раз, но только для отдельных видов грузов и направлений. Так, в марте правление ОАО РЖД утвердило скидку в 10,8% для перевозки газового конденсата с четырех станций, а в августе — надбавки в 0,4-13,4% на перевозки ряда грузов через погранпереходы.
Крупнейшими отправителями дизеля в России являются "Роснефть", ЛУКОЙЛ и "Газпром нефть" (около 55% рынка). В 2012 году общий объем железнодорожных перевозок дизтоплива составил 56,1 млн тонн, из них 22,3 млн тонн было отправлено на экспорт, говорит Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий. В 2013 году объем перевозок дизеля по железной дороге должен сократиться до 54 млн тонн, добавляет эксперт. ОАО РЖД может выручить за перевозку топлива по текущему тарифу порядка 52-54 млрд руб. по итогам этого года, подсчитал глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. По его оценке, если ОАО РЖД проиндексирует тарифы на 12%, это принесет дополнительные 6,5 млрд руб. Но Владимир Савчук опасается, что из-за индексации железнодорожных тарифов объемы внутренних перевозок дизтоплива автотранспортом увеличатся и железная дорога может потерять в 2014 году до 1-2 млн тонн грузовой базы.
По словам источника "Ъ" на топливном рынке, индексация тарифа на перевозку дизельного топлива может уже в январе увеличить расходы конечных потребителей. Основной объем дизельного топлива перевозят по железной дороге, его потребителями помимо самого ОАО РЖД являются владельцы независимых АЗС, нетфетрейдеры, ВПК, коммунальное хозяйство. По оценке Максима Назарова из Reuters, среднее увеличение стоимости тонны дизтоплива исходя из текущих котировок после роста тарифа может составить в среднем 1%. Источник "Ъ" в одном из НПЗ подтверждает, что увеличение тарифа "неминуемо отразится на стоимости дизельного топлива" и инициатива ОАО РЖД "идет вразрез с поручением президента о сдерживании тарифов естественных монополий".
В сентябре правительство решило заморозить тарифы естественных монополий на 2014 год. Глава ОАО РЖД Владимир Якунин оценил потенциальный убыток компании от этого в 93 млрд руб. Позже ОАО РЖД предложило сохранить индексацию тарифов на перевозку нефтеналивных грузов. По оценке монополии, повышение тарифов на 6% может принести ей дополнительно 16 млрд руб. На прошлой неделе правительство утвердило инвестпрограмму ОАО РЖД на 2014 год в размере 395 млрд руб. и согласилось выделить монополии 78 млрд руб. субсидий (с учетом пассажирских перевозок). Вопрос с индексацией тарифов на нефтеналивные грузы остался открытым. Источник в ОАО РЖД вчера сообщил "Ъ", что он передан на доработку в Минтранс и Минэкономики. Представитель ОАО РЖД добавил, что, если государство согласится проиндексировать тарифы на нефтеналивные грузы, вопрос с тарифами на дизельное топливо будет специально обговорен, двойного повышения не произойдет.
Юлия Ъ-Галлямова, Анна Ъ-Солодовникова
Источник: http://kommersant.ru/doc/2347922