В России с 1 апреля начались мероприятия по массовому досмотру пассажиров и их багажа на 32 крупнейших железнодорожных узлах. Эта инициатива обосновывается требованиями безопасности и готовилась несколько лет. Однако она оказалась не подготовленной ни технически, ни юридически. Дело в том, что пункты досмотра не готовы пропустить через себя тысячи пассажиров без задержки рейсов. Кроме того, закон запрещает обыскивать граждан России без достаточных оснований, в том числе и на вокзалах.
"Мы оказались в сложной правовой ситуации. Сейчас пассажир может отказаться от досмотра, но тогда мы обязательно приглашаем офицера полиции и все равно проводим досмотр. Надеюсь, что эта правовая лакуна будет ликвидирована законодателем. Что касается возмещения возможного ущерба, связанного с задержками пассажиропотоков, то я не думаю, что это возможно. Мы просим пассажиров приходить заранее, чтобы успеть пройти досмотр. Но если пассажир задерживается на досмотре, поезд уйдет без него", — рассказал репортеру "Росбалта" заместитель начальника Октябрьской железной дороги по безопасности и режиму Николай Клюквин.
Несмотря на правовые коллизии, ОЖД не собирается отказываться от систем досмотра пассажиров, а, напротив, активно внедряет их на новых направлениях. Помимо стандартных магнитных рамок в досмотровых пунктах появились рентгеновские аппараты, которые, однако, пока не используются, поскольку у ОЖД нет лицензии "Росатома" на их использование, а персонал не прошел необходимую подготовку.
Ожидается, что депутаты Госдумы узаконят обыски пассажиров в ходе весенних заседаний парламента.
Источник: http://www.rosbalt.ru/video/2013/04/02/1112761.html