Сохранить дотационные перевозки Не секрет, что стоимость проезда в пригородных электропоездах ниже его фактической себестоимости. Чтобы железнодорожные пригородные перевозки не являлись убыточными, прилагается немало усилий как на федеральном, так и на региональном уровнях. Вопрос оптимизации пассажирских перевозок на пригородных электропоездах обсуждался в Общественной палате Самарской области на заседании комиссии по вопросам экономики, промышленности и предпринимательства. Поводом обращения представителей филиала ОАО "РЖД" - Куйбышевской железной дороги - к общественникам стало грядущее сокращение господдержки пригородной инфраструктуры: в 2014 г. - с 25 млрд руб. до 12,5 млрд, в 2015 г. - до 6,25 млрд рублей. В дальнейшем Министерство финансов РФ планирует полностью прекратить субсидирование тарифа на инфраструктуру при осуществлении пригородных пассажирских перевозок. Обязанность компенсировать убытки за перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом сначала частично, а затем и полностью перейдет к регионам. Кроме этого, если в 2010-2012 гг. льготы на проезд обучающихся в пригородных поездах финансировались за счет федерального бюджета на 95%, то с 2013 г. по решению Минфина РФ меры господдержки льготного проезда учащихся переложены на региональный бюджет. Представитель структурного подразделения "РЖД" Виктор Ломтев уверен, что значительное сокращение господдержки перевозок может привести к их ценовой недоступности, ограничению объемов перевозок и дальнейшему старению вагонов. По его мнению, необходимо обратиться в Госдуму РФ, чтобы эти субсидии сохранились. Министр транспорта и автомобильных дорог Самарской области Иван Пивкин пояснил, что речь идет, скорее, не о сокращении господдержки, а об изменении схемы выплаты компенсации: если ранее вся сумма (25 млрд руб.) направлялась из федерального бюджета напрямую "РЖД", то теперь часть этих средств будет направляться в виде субсидий субъектам Федерации, которые и составят компенсационные выплаты. Таким образом, в 2014 г. сумма бюджетных дотаций в целом останется прежней. Министр подчеркнул, что правительство Самарской области в полном объеме выполняет свои обязательства перед железнодорожниками в соответствии с действующими соглашениями. Он отметил, что поскольку до регионального минфина федеральные субсидии пока не доводились, то в следующем году уровень дотаций из областного бюджета пассажирских перевозок на пригородных электропоездах останется прежним, возможен даже его рост. Останется неизменным и срок льготного проезда на железнодорожном транспорте для студентов и школьников: с 1 сентября до 15 июня. На льготный проезд учащихся в бюджете 2014 г. заложено 27 млн рублей. "В 2012 г. региональными электричками воспользовались почти 9 млн пассажиров, что является хорошим показателем по сравнению с другими регионами, - отметил Иван Пивкин. - Состоявшуюся маршрутную схему движения пригородных электропоездов мы намерены не только сохранить, но и дополнить новыми маршрутами". Пустить новые электропоезда За последнее время в губернии возросло количество пригородных железнодорожных сообщений. Виктор Ломтев напомнил, что пущены скоростные электропоезда Самара - Канадей, Самара - Тольятти, Самара - Жигулевское море. В этом году ОАО "Самарская ППК" получило 12 новых вагонов. На модернизацию железнодорожных платформ направлено 82 млн рублей. В ближайшей перспективе - утверждение маршрута так называемой "городской" электрички. Запуск составов с сообщением Новокуйбышевская - Ягодная позволит соединить два строящихся микрорайона: "Кошелев-проект" и "Южный город". Кроме этого, Куйбышевская железная дорога планирует приобретать скоростные электропоезда "Ласточка", способные развивать скорость до 160 км/ч. Иван Пивкин отметил, что пока "Ласточки" пускать негде, поскольку обоснование запуска скоростного проезда Самара - Курумоч - Тольятти региональный минтранс не смог защитить перед правительством РФ в заявке губернии на предоставление федерального финансирования на подготовку инфраструктуры региона к чемпионату мира по футболу 2018 года. Кроме этого, перед пуском "Ласточки" требуется реконструкция железнодорожных путей, на что средств в бюджете тоже пока нет. По его словам, ситуация может измениться с появлением региональной целевой программы по приобретению подвижного состава. Что касается маршрута "городской" электрички, то, по мнению министра, идея может воплотиться в жизнь в зависимости от объема требуемых субсидий, что станет понятно после утверждения экономически обоснованного тарифа на проезд. Он считает, что нужно подумать об отказе от неэффективных маршрутов, коими в настоящее время признаются Нурлат - Бугульма и Самара - Жигулевское море. На их работу тратится неоправданно огромное количество бюджетных средств при малом пассажиропотоке. Ежегодно филиал ОАО "РЖД" - Куйбышевская железная дорога получает из областного бюджета дотации на компенсацию выпадающих доходов от перевозки пассажиров пригородным железнодорожным транспортом: в 2012 г. - 199 млн руб., в 2013 г. - 228 млн руб., в 2014 г. по прогнозу около 260 млн рублей.
|