Монополия не получит субсидии и повышенный тариф на
перевозку нефти Минэкономики
выступило против мер господдержки ОАО РЖД, которые компания требовала, чтобы
минимизировать убытки от "заморозки" тарифов естественных монополий.
Министерство не хочет предоставить монополии повышенный тариф на перевозку
нефтяных грузов и субсидии на 30 млрд руб. По мнению экспертов, из-за
этого инвестпрограмму ОАО РЖД в 2014 году придется сократить как минимум на
70 млрд руб.
Вчера замглавы Минэкономики Андрей Клепач заявил, что
правительство не планирует индексировать тарифы ОАО РЖД на перевозку нефти и
нефтепродуктов. В конце сентября газета "Ведомости" со ссылкой на
свои источники сообщала, что в правительстве обсуждается повышение
"нефтяных" тарифов ОАО РЖД на 6% в 2014 году. Эта мера стала бы
исключением из общей нулевой индексации тарифов естественных монополий и
поддержала бы инвестпрограмму ОАО РЖД. Но Андрей Клепач сказал, что в среднем
тариф все равно останется на утвержденном уровне, "а не так, что
нефтепродукты из общего плана исчезают".
Чиновник добавил, что у ОАО РЖД "есть возможность
варьировать внутри общего изменения инфраструктурной составляющей тарифа
изменение тарифов по разным грузам". Речь идет о праве монополии повышать
или снижать тарифы в рамках ценовых пределов (от -12,8% до +13,4%), эти правила
утверждены приказом ФСТ от 18 декабря 2012 года. Однако в пресс-службе ОАО РЖД
отмечают, что "по сложившейся практике, данные условия практически нереализуемы".
Дело в том, что индексация в рамках тарифного коридора ограничена строгими
нормами, например, она возможна, если средняя стоимость груза не менее чем за
три месяца вырастет на 25% и более по сравнению со "средней стоимостью
груза за аналогичный период в течение предшествующих трех лет".
Андрей Клепач сказал также, что ОАО РЖД не получит и субсидии,
которые должны компенсировать "заморозку" тарифов. "Есть
субсидии, которые там уже стоят, и все",— сказал заместитель министра. На
субсидиях монополия настаивала для сохранения объемов инвестпрограммы в
условиях сокращения доходов из-за нулевой индексации. В начале октября стало
известно, что старший вице-президент ОАО РЖД Вадим Михайлов обратился к главе
Минэкономики Алексею Улюкаеву с предложением выделить 30 млрд руб.
субсидий. 8 октября господин Михайлов говорил, что компании хватит этой суммы
"с учетом индексации грузотарифа" и сокращения расходов на капремонт
вдвое, до 36 млрд руб.
Президент ОАО РЖД Владимир Якунин говорил, что из-за
"заморозки" тарифов монополия в 2014 году недополучит около
90 млрд руб. выручки, а убытки могут составить порядка 60 млрд руб.
Из-за этого инвестпрограмма ОАО РЖД в 2014 году может сократиться в семь раз —
с 389 млрд руб. до 56 млрд руб.
По оценкам главы "Infoline-Аналитики" Михаила
Бурмистрова, если ОАО РЖД не получит субсидии и будет работать в условиях
заморозки среднего уровня тарифов по всем видам грузов, компания будет
вынуждена сократить инвестпрограмму примерно на 70-90 млрд руб. за счет
переноса на 2015-2016 годы расходов, связанных с реконструкцией железнодорожных
путей и сокращения расходов на обеспечение безопасности и закупки тягового
состава, а также "отказа от реализации социальных проектов и осуществления
взносов в уставный капитал дочерних компаний". Монополии придется
"ускоренно вводить гибкое тарифообразование в рамках тарифного коридора по
отдельным маршрутам и видам грузов, в рамках реализации комплексных системных
мер привлечения высокодоходных грузов (в первую очередь нефтеналивных), которые
сейчас перевозятся автомобильным и речным транспортом",— говорит эксперт.
С дугой стороны, ОАО РЖД придется повысить тарифы "для убыточных для
железной дороги грузов, таких как уголь". "Потенциально речь может
идти не менее чем о 20 млрд руб., сформированных за счет дополнительных
доходов",— считает господин Бурмистров.
Егор Ъ-Попов
Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2321594Подробнее:http://kommersant.ru/doc/2321594
|